«Как хорошо уметь читать»!
Большинство родителей дошкольников стремятся, чтобы ребенок еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из основных показателей его готовности к школе. И это стремление не лишено смысла.
Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, об умении и желании работать с книгой, воспитание читательской культуры и грамотности.
К сожалению, сегодня реализовать эту задачу становится все сложнее. Стремительный темп жизни влияет не только на взрослых, но и на детей. Целая совокупность различных факторов влияет на снижение интереса ребенка к книге и к чтению.
Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным.
Ребенок лишается такого момента, который называется эффектом «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, строит в воображении образы других персонажей, художественный мир. Этот эффект не возникает при просмотре телевизора или компьютерной игры.
В начальной школе педагоги в основном занимаются техникой чтения, тогда как у многих детей вообще нет желания держать книгу в руках (не говоря уже о том, чтобы слушать, познавать или читать самостоятельно).
Поэтому, интерес к чтению и техника чтения может быть сформирована, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается.
Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Сначала следует научить ребенка слушать, говорить, воспринимать, понимать речь других, а только потом — читать и писать. Используя в детском саду комплексный подход в речевом развитии дошкольников мы формируем у детей предпосылки читательской грамотности и культуры.
Существует огромное число методов, приемов, развивающих интерес к книге и чтению. Реализуя программу, мы используем некоторые из них.